На главную страницу сайта www.derrick.ru На главную страницу сайта www.derrick.ru На главную страницу сайта www.derrick.ru
СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
English Version
Английская версия
 
ГЛАВНАЯ
СОЮЗ
ЧЛЕНЫ СОЮЗА
ЭКСПЕРТЫ
КАДРЫ
МЕРОПРИЯТИЯ
СМИ
ЛИТЕРАТУРА
МАТЕРИАЛЫ
ОБСУЖДЕНИЯ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ




Rambler's Top100



 

Материалы

Текст закона Украины "О стандартизации"

З А К О Н   У К Р А И Н Ы
 
О стандартизации
 
( Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2001, N 31, ст. 145 )
 
 
Этот  Закон   устанавливает   правовые   и   организационные  основы
стандартизации в Украине  и  направленный  на  обеспечение  единой
технической политики в этой сфере.
 
Раздел I
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
     Статья 1. Основные термины и их определение
 
     В этом Законе термины употребляются в таком значении:
 
 стандартизация -   деятельность,   которая  состоит  в  установлении положений для общего и многоразового применения относительно имеющихся возможных ли  задач  с  целью  достижения  оптимальной  степени приведения в порядок  в  определенной  сфере,  результатом  которой  есть  повышение степени   соответствия   продукции,   процессов   и   услуг   их функциональному  назначению,  устранению  барьеров  в  торговли   и содействию научно-техническому сотрудничеству;
 
 международная стандартизация - стандартизация, которая проводится на международном уровне и  участие  в  которой  открыто  для  соответствующих органов всех стран;
 
региональная стандартизация  - стандартизация,  которая проводится на соответствующем региональном уровне и участие в которой открыто  для соответствующих  органов  стран определенного  географического или экономического пространства;
 
национальная стандартизация - стандартизация,  которая  проводится уровне одной страны;
 
орган стандартизации - орган,  который занимается стандартизацией, признанный на национальном,  региональном или  международном  уровне, основными функциями которого есть разработка, одобрение или утверждение стандартов;
 
нормативный документ -  документ,  который  устанавливает  правила, общие принципы или характеристики разных видов деятельности или их результатов.  Этот  термин  охватывает  такие  понятия  как  "стандарт", "кодекс упрочненной практики" и "технические условия";
 
консенсус - общее согласие,  которое характеризуется отсутствием серьезных   возражений   по   существенным   вопросам   в    большинства заинтересованных  сторон  и  достигается  в  результате процедуры, направленной на учет мысли всех сторон и сближение расходящихся точек зрения;
 
стандарт -   документ,   который   устанавливает   для  общего  и многоразового  применения  правила,   общие   принципы   или характеристики,  которые  касаются  деятельности ли ее результатов,  с целью достижения оптимальной  степени  благоустроенности  в  определенной
области, разработанный в установленном порядке на основе консенсуса;
 
международный и  региональный стандарты - стандарты,  принятые соответственно международным и региональным органом стандартизации;
национальные стандарты - государственные стандарты Украины,  принятые центральным  органом  исполнительной  власти  в сфере стандартизации и доступные для широкого круга пользователей;
 
кодекс упроченной  практики  (свод  правил)  -  документ,   который содержит практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа,  технического  обслуживания,   эксплуатации   оснащения, конструкций  или  изделий.  Кодекс  упроченной  практики  может  быть
стандартом, частью стандарта или отдельным документом;
 
технические условия - документ,  который  устанавливает  технические  требования, которым должна отвечать продукция,  процессы или услуги.  Технические условия могут  быть  стандартом,  частью  стандарта  или  отдельным документом;
 
технический регламент   -  нормативно-правовой  акт,  принятый органом  государственной  власти,  которая  устанавливает  технические   требования   к продукции, процессам или услугам непосредственно или через ссылку на стандарты или воссоздает их содержание.
 
     Статья 2. Сфера действия Закона
 
Этот Закон регулирует отношения,  связанные с деятельностью в  сфере стандартизации  и применениям ее результатов,  и распространяется на субъекты хозяйствования независимо от  формы  собственности  и  видов деятельности,   органы   государственной  власти,  а  также  на  соответствующие общественные организации.
 
Действие этого  Закона  не  распространяется   на   ядерные   материалы, фармацевтическую   продукцию,   стандарты  медицинского  обслуживания, бухгалтерского учета,  образования, а также другие социальные стандарты, сфера действия которых устанавливается соответствующими законами.
 
     Статья 3. Законодательство Украины в сфере стандартизации
 
Законодательство Украины  в  сфере  стандартизации состоит из этого Закона и  других  нормативно-правовых  актов,  которые  регулируют отношения в этой сфере.
 
     Статья 4. Объекты стандартизации
 
Объектами стандартизации  есть  продукция,  процессы  и  услуги (далее -  продукция),  в частности  материалы,  составные части,  оснащение, систем,  их совместимость,  правила,  процедуры,  функции, методы или деятельность.
 
     Статья 5. Цель и основные принципы государственной политики в сфере
                       стандартизации
 
Целью стандартизации  в  Украине  есть  обеспечение безопасности для жизни и здоровье человека, животных, растений, а также имущества и охраны окружающей среды, создание условий для рационального использования всех видов национальных ресурсов  и  соответствия  объектов  стандартизации своему   назначению,   содействие  устранению  технических  барьеров  в торговли.
 
     Государственная политика в сфере стандартизации базируется  на  таких принципах:
 
обеспечение участия  физических  и юридических лиц в разработке стандартов  и  свободного  выбора   ними   видов   стандартов   при производстве  или  снабжении  продукции,  если  другое не предусмотрено законодательством;
 
открытости и прозрачности процедур  разработки  и  принятия стандартов  с  учетом  интересов всех заинтересованных сторон, повышение    конкурентоспособности     продукции     отечественных
производителей;
 
доступности стандартов    и    информации   относительно   их   для пользователей;
 
соответствия стандартов законодательству;
 
адаптации к современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики;
 
приоритетности прямого  внедрения в Украине международных и региональных стандартов;
 
соблюдение международных  и  европейских  правил  и  процедур стандартизации;
 
участия в международной (региональной) стандартизации.
 
Раздел II
 
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
 
     Статья 6. Субъекты стандартизации
 
     Субъектами стандартизации есть:
 
     центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации;
 
     совет стандартизации;
 
     технические комитеты стандартизации;
 
     другие субъекты, которые занимаются стандартизацией.
 
     Статья 7. Центральный орган исполнительной власти в сфере
                        стандартизации
 
Центральный орган исполнительной  власти  в  сфере  стандартизации организовывает,  координирует  и проводит деятельность относительно разработки, одобрения, принятия, просмотра,    изменения, распространения национальных   стандартов   соответственно   этому  Закону  и  как
национальный   орган   стандартизации   представляет   Украину в международных и региональных организациях из стандартизации.
 
Центральный орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации выполняет такие основные функции:
 
     обеспечивает реализацию    государственной    политики    в     сфере стандартизации;
 
     принимает меры  относительно  гармонизации разрабатываемых национальных стандартов    с    соответствующими    международными    (региональными) стандартами;
 
     принимает участие  в разработке и согласовании технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам стандартизации;
 
     устанавливает правила   разработки,    одобрение,    принятие, пересмотру,  изменения  и потери действия национальных стандартов,  их обозначение,  классификации по видам и другими признаками,  кодирование и регистрации;
 
     принимает меры относительно выполнения обязательств,  обусловленных участием в международных (региональных) организациях стандартизации;
 
     сотрудничает в сфере  стандартизации  с  соответствующими  органами других государств;
 
     формирует программу  работ  из  стандартизации  и  координирует  ее реализацию;
 
     принимает решение  относительно  создания  и  прекращения   деятельности технических  комитетов  стандартизации,  определяет их полномочие и порядок создания;
 
     организовывает создание   и   ведение    национального    фонда нормативных   документов   и   национального  центра  международной информационной сети ISONET WTO;
 
     организовывает предоставление    информационных    услуг    по    вопросам стандартизации.
 
     Центральный орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации может выполнять другие функции и полномочие  в  соответствии с  законами Украины.
 
     Центральный орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации вносит представление в Кабинет  Министров  Украины  относительно  делегирования полномочий    относительно    организации   разработки,   одобрения, принятия,  просмотра и изменения национальных  стандартов  в  области строительства  и  промышленности  строительных материалов центральному органу исполнительной власти в этой сфере деятельности.
 
     Статья 8. Совет стандартизации
 
     Совет стандартизации (далее-Совет)    есть    коллегиально консультативно-совещательным органом при Кабинете Министров Украины.
 
     Персональный состав  Совета  и  положения  о  нем  утверждает кабинет Министров Украины.
 
     Основной целью деятельности Совета есть отладка  взаимодействия  между производителями,  потребителями  продукции  и органами государственной власти, согласование интересов в  сфере  стандартизации,  содействие  развития стандартизации.
 
     Совет формируется   на   паритетных  началах  из  представителей органов исполнительной власти,  центрального органа исполнительной власти  в сфере   стандартизации,   субъектов  хозяйствования,  Национальной академии наук Украины,  отраслевых  академий  наук  и  соответствующих общественных  организаций.  Деятельность  Совета  базируется на основе
открытости и гласности.
 
     Основной функцией Совета  есть  изучение,  анализ  и  разработка предложений  относительно  усовершенствования  деятельности в сфере стандартизации относительно:
 
     создание технических комитетов  стандартизации  и  определение направлений их деятельности;
 
     принятие международного,  регионального или іншого стандарта как национального стандарта;
 
     проведение экспертиз проектов технических регламентов и  других нормативных документов по вопросам технического регулирования;
 
     программ работ из стандартизации.
 
     Совет имеет право:
 
     получать от   органов   исполнительной   власти   информацию  и материалы по вопросам, которые належат к ее компетенции;
 
     привлекать в случае потребности в установленном порядке к  работе  в Совету  специалистов  органов  исполнительной  власти,  научно-исследовательских учреждений и организаций;
 
     вносить предложения в соответствующие органы исполнительной власти и органов  местного  самоуправления  по  вопросам,  которые  належат к ее ведение.
 
     Статья 9. Технические комитеты стандартизации
 
     Центральный орган исполнительной  власти  в  сфере  стандартизации создает   технические   комитеты,   на  которые  возлагаются  функции  с разработка,  рассмотрения и согласования международных (региональных) и национальных стандартов.
 
     Технические комитеты  стандартизации  формируются  с  учетом принципу представительства всех заинтересованных сторон.  К работе  в технических  комитетах  стандартизации  привлекаются  на добровольных основах  уполномоченные  представители  органов   исполнительной   власти,
органов  местного самоуправления,  субъектов хозяйствования и их объединений,  научно-технических и  инженерных  обществ  (союзов), обществ    (союзов)    потребителей,    соответствующих    общественных организаций, ведущие научные работники и специалисты.
 
     Организационное обеспечение  деятельности  технических   комитетов осуществляют их секретариаты.
 
     Положение о  технических комитетах утверждает центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
     Технические комитеты  стандартизации  не  могут  иметь  целью получение прибыли от своей деятельности.
 
     Статья 10. Другие субъекты, которые занимаются стандартизацией
 
     Центральные органы исполнительной власти,  Верховная Рада Автономной Республики Крым и  Совет  министров  Автономной  Республики  Крым, местные    органы    исполнительной    власти   и   органы   местного самоуправление,  субъекты   хозяйствования   и   их   объединение, соответствующие общественные организации имеют право в соответствующих сферах деятельности  и  в  границах  полномочий,  установленных  законом,   с учетом   своих   хозяйственных   и   профессиональных   интересов организовывать и выполнять работы из стандартизации, в частности:
 
     разрабатывать, одобрять,  принимать,   пересматривать,   изменять стандарты  соответствующего  уровня и прекращать их действие,  устанавливать правила их разработка, обозначение и применение;
 
     подавать в центральный  орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации   предложения  относительно  создания  технических  комитетов стандартизации и разработки национальных стандартов или принятия как  национальных  стандартов международных (региональных) или собственных стандартов;
 
     представлять Украину    в    соответствующих    международных    и региональных   специализированных   организациях  из  стандартизации, выполнять обязательства,  которые предусмотренные соответствующими положениями этих организаций;
 
     создавать и  вести  информационные  фонды  нормативно-правовых актов и нормативных документов для обеспечения своей  деятельности и информационного обмена;
 
     выдавать и   распространять   собственные   стандарты,  документы специализированных   международных,   региональных    организаций    из стандартизации,  членами  которых  они  являются ли с которыми сотрудничают на основанию положений этих организаций  или  соответствующих  договоров,  а также делегировать эти полномочия другим юридическим лицам;
 
     информировать центральный   орган   исполнительной  власти  в  сфере стандартизации о работах из стандартизации за своими направлениями.
 
     Заинтересованные лица  имеют  право  принимать  участие   в   сфере стандартизации,   рассматривать  проекты  разрабатываемых  национальных стандартов  и  предоставлять  разработчикам  соответствующие  предложения   и замечание к ним.
 
     Министерство обороны  Украины,  учитывая  особенности сферы обороны, определяет порядок применения стандартов для обеспечения потребностей обороны Украины соответственно положенных на него функций.
 
Раздел III
 
СТАНДАРТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
 
     Статья 11. Разработка, принятие, проверка, внесение изменений
                           и просмотр стандартов
 
     В зависимости от уровеня субъекта стандартизаци,  который  принимает или  одобряет стандарты, различают:
 
     национальные стандарты,    кодексы   упроченной   практики   и классификаторы, принятые или одобренные центральным органом исполнительной власти  в  сфере  стандартизации,  выданные  ним  каталоги и реестры общегосударственного применения;
 
     стандарты, кодексы  упроченной  практики  и  технические  условия, принятые    или   одобренные   другими   субъектами,   которые   занимаются стандартизацией.
 
     Стандарты должны   отвечать   потребностям   рынка,   оказывать содействие развития   свободной   торговли,  повышению  конкурентоспособности отечественной продукции  и  быть  изложены  таким  образом,  чтобы  их невозможно было использовать с целью введения в заблуждение потребителей
продукции,  которой  касается  стандарт,   предоставлять   ли   преимущество производителю   продукции   или   продукци   в   зависимости от  места  ее изготовление.
 
     Объект стандартизаци может быть объект  интеллектуальн  ли промышленной  собственности,  если  разработчик стандарта в установленный законодательством порядка получил  разрешение  у  собственника  прав  на  этот объект.
 
     Центральный орган  исполнительной  власти в сфере стандартизации с учетом   общественной   потребности   в    стандартах,    государственных приоритетов,  предложений  технических  комитетов  стандартизации  и других субъектов стандартизации каждый год  формирует  программу  работ  из стандартизации(далее - программа), которая включает перечень национальных
стандартов,  принятых к разработке.  Программа публикуется один раз  на  шесть  месяцев  в  официальном издании центрального органа исполнительной  власти  в  сфере  стандартизации  и   размещается   в информационных сетях.
 
     Национальные стандарты   разрабатываются  техническими  комитетами стандартизации,  а в  случае  их  отсутствия  -  другими  субъектами стандартизации,  которые  имеют для этого соответствующий научно-технический потенциал.
 
     Правила и   порядок   разработки,   одобрение,   принятие, просмотру,  изменения  и прекращение действия национальных стандартов,  которые устанавливаются  центральным  органом  исполнительной  власти  в   сфере стандартизации, должны предусматривать:
 
     критерии учета или отклонение предложений относительно разработки национальных стандартов;
 
     критерии определения разработчиков национальных стандартов;
 
     определение приоритетов    относительно    применения    международных (региональных) стандартов;
 
     механизм апелляции;
 
     информирование заинтересованных  сторон  о  состоянии работ в сфере национальной стандартизации.  Срок рассмотрения проекта национального стандарта и представления откликов не может быть меньшей, чем 60 светал от дня его опубликования;
 
     ознакомление при  равных   условиях   с   проектами   национальных стандартов всех заинтересованных сторон.
 
     Во время   одобрения  или  принятие  национального  стандарта центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации определяет дату  предоставления  стандарта  действия с учетом времени на выполнение подготовительных мероприятий по его внедрению.
 
     Перечень национальных  стандартов,  одобренных   и   принятых в  продолжение месяца,  публикуется  следующего  месяца  в  официальный издании   центрального   органа   исполнительной   власти    в    сфере стандартизации.
 
     Международные (региональные)    стандарты    вводятся   как национальные стандарты при условии их  принятия  центральным  органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
     Принятие международного   (регионального)   стандарта   -   это опубликование   национального   стандарта,   который   грунтується   на соответствующий    международный   стандарт,   или
подтверждение того, что международный (региональный) стандарт имеет тот самый статус, который и национальный стандарт, с указанием любых отклонений от международного (регионального) стандарта.
 
     Проверку действующих  национальных  стандартов  на  соответствие законодательству,   интересам  государства,  потребностям  потребителей,  уровню развития  науки  и  техники,  требованиям  международных  (региональных) стандартов   осуществляют  соответствующие  технические  комитеты  или  другие субъекты стандартизации соответственно этому Закону.  Стандарты  на продукцию  проверяются  не рідше однажды на пять лет.  За результатами  проверки  соответствующие  технические  комитеты  или  другие субъекты стандартизации подают предложения о пересмотре,  изменении, отмене стандартов к центральному органу  исполнительной  власти  в сфере стандартизации.
 
     Пересмотр, в результате которого розроблюється новый национальный стандарт или  вносятся изменения в действующий стандарт,  осуществляется в порядке, установленном для разработки стандартов.
 
     Прекращение действия  национального  стандарта осуществляет центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации  в  случае  прекращения выпуску продукции,  регламентированной этим стандартом, а также в случае разработка,  одобрение  или  принятие   вместо   него   другого стандарту    по    представлению   соответствующего   технического   комитета
стандартизации или другого субъекта  стандартизации  соответственно этого Закона.
 
     Информация об  изменениях,  тексте  изменений  национальных  стандартов публикуется в официальном издании центрального  органа  исполнительной власти в сфере стандартизации не более поздний, чем за 90 светал к сроку предоставление им действия.
 
     Статья 12. Порядок применения стандартов
 
     Стандарты применяются на добровольных основах,  если  другое не установлен законодательством.
 
     Стандарты применяются непосредственно ли путем ссылки на их в других документах.
 
     Применение стандартов   ли   их   отдельных   положений   становится обязательным:
 
     для всех  субъектов  хозяйствования,  если  это  предусмотрено в технических регламентах или других нормативно-правовых актах;
 
     для участников    соглашения    (контракта)    относительно    разработки, изготовление  или  снабжение  продукции,  если  в  ней  (нем)  есть ссылка на определенные стандарты;
 
     для производителя или  поставщика  продукции,  если  он  составил деклараци   о  соответстви  продукци  определенн  стандарт  ли применил обозначения этих стандартов в ее маркировании;
 
     для производителя   или   поставщика,   если   его   продукция сертифицированная относительно соблюдения требований стандартов.
 
     Международные (региональные)  стандарты и стандарты других стран, если их требования не противоречат законодательству  Украины,  могут  быть примененные  в Украине в установленном порядке путем ссылки на х в национальных и інших стандартах.
 
     Стандарты, примененные  во   время   изготовления   продукции, должны  сохраняться  у  производителя на протяжении 10 лет после выпуска последнего изделия данного вида продукции.
 
     Статья 13. Применение стандартов в технических регламентах и
                          других нормативно-правовых актах
 
     Технические регламенты    и    прочие   нормативно-правовые   акты устанавливают обязательные требования относительно:
 
     защиты жизни, здоровье и имущества человека;
 
     защиты животных, растений;
 
     охраны окружающая среда;
 
     безопасности продукции, процессов или услуг;
 
     предотвращение введению в девясила относительно назначения и  безопасности продукции;
 
     устранение угрозы для национальной безопасности.
 
     В случае ссылки на стандарты в технических регламентах,  других нормативно-правовых актах отмечается,  есть  ли  соблюдение  определенных стандартов  единым  или только одним из путей выполнения требований этих документов.  Производитель или поставщик может доказать,  что  продукция, выработанная  без  применения  этих  стандартов,  отвечает требованиям
соответствующих технических регламентов  или  других  нормативно-правовых актов.
 
     В случае   возникновения  объективных  препятствий  для  применения определенн обязательн  требовани  национальн  стандарт  производител  ли поставщик  продукции обязанный сообщить об этом центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.  Одновременно производитель может  обратиться  в  центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации  с  предложениями  относительно  отмены,   внеочередного просмотра  и внесения соответствующих изменений в этот стандарт,  или с обгрунтованим ходатайством о предоставлении разрешения на временный выпуск продукции   с  отклонениями  от  указанных  обязательных  требований. Центральный орган исполнительной власти в сфере  стандартизации  изучает
обгрунтованість  обращение  производителя,  проводит  в  случае необходимости необходимые экспертизы и при наличии подставь  после  согласования  из соответствующим  центральным  органом  исполнительной  власти,  которая осуществляет контроль за соблюдением соответствующих требований национального стандарта, может предоставить такое разрешение и установить ограничение срока его действия.
 
     В случае   изготовления   продукции  на  экспорт,  если  соглашением (контрактом)  определены  другие  требования,  чем  те,  что   установленные техническими  регламентами  или  другими  нормативно-правовыми актами Украины,  разрешается применять нормы соглашения (контракта), если они  не  противоречат  законодательству  Украины  в  части  требований к
процессу изготовления продукции,  ее сохранение и  транспортирование на территории Украины.
 
     Государственный надзор  за  соблюдением требований технических регламентов или  других  нормативно-правовых  актов  осуществляется  в   порядке, установленному законодательством.
 
     Лица, виновные    в    нарушении    законодательства    в    сфере стандартизации, несут ответственность в соответствии с законами Украины.
 
     Статья 14. Знак соответствия национальным стандартам
 
     Центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации имеет право  устанавливать  знак  соответствия  продукции  национальным стандартам.
 
     Национальный знак   соответствия   продукции    национальнымстандартам  -  знак,  который  удостоверяет соответствие обозначенной ним продукции  всем  требованиям  стандартов,  которые   распространяются   на   эту продукцию.
 
     Описание и     правила    применение    национального    знака соответствия  продукции  национальным  стандартам  устанавливаются центральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
     Соответствие продукции  национальным  стандартам добровольно подтверждается  в  порядке,  установленному  центральным   органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
Раздел IV
 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА
СТАНДАРТЫ, КОДЕКСЫ УПРОЧЕННОЙ ПРАКТИКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
 
     Статья 15. Право собственности, издание и распространение
                          стандартов
 
     Право собственности  на национальные стандарты,  кодексы упроченной практики,  классификаторы и каталоги належит государству.  От  лица государства  права собственника на эти документы осуществляет центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
     Право собственности на другие стандарты, созданные другими субъектами стандартизации,   належит  тем  субъектам,  за  средство  которых  они созданные или которым оно передан в установленному законом порядке.
 
     Национальные стандарты,    кодексы     упроченной     практики, классификаторы   и   каталоги  выдает,  переиздает  и  распространяет центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
 
     Издание     и     распространение    документов    международных (региональных)   организаций  из  стандартизации,  членом  которых  есть Украина,  осуществляют центральный орган исполнительной  власти  в  сфере стандартизации   и   прочие  субъекты  стандартизации  на  основании
положений этих организаций.
 
     Запрещается полностью или частично воссоздавать, тиражировать и распространять  как  официальные издания любые стандарты,  кодексы упроченной практики,  технические условия или их части без разрешения  их собственника или уполномоченного ним лица,  кроме случаев,  предусмотренных законом.
 
     В случае  воспроизведения  или  распространение  стандарта,   кодекса упроченн  практик,  техническ  услови  без  разрешени их собственник ли уполномоченного   ним   лица   субъект   стандартизации   не   несет ответственности   за   несоответствие  текста  распространяемого
документа  его  официальному  тексту  ли  за  следствия,  вызванные применением распространяемого документа.
 
     Субъект стандартизации  имеет  право  на возмещение убытков, причиненных нему несанкционированным распространением стандарта,  кодекса упроченной практики, технических условий, соответственно закону.
 
     Порядок издания   и   распространение  технических  регламентов устанавливается законом.
 
     Статья 16. Предоставление информационных услуг
 
     Информационные услуги предоставляются путем опубликования официальных текстов стандартов, информационных и справочных изданий, а также их распространение информационными сетями в инициативном порядке  и на заказ.
 
     Центральный орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации через национальный информационный фонд  нормативных  документов  и национальный  центр  международной  информационной  сети ISONET WTO обеспечивает информацией отечественных и иностранных пользователей.
 
     Для информационного  обеспечения   пользователей   центральный орган   исполнительной   власти   в  сфере  стандартизации  организовывает формирование каталога нормативных документов в сфере  стандартизации на  национальном  уровне,  устанавливает  правила  его  создания и
ведение.
 
     Субъект стандартизации,  ответственный  за   разработку   и одобрение  стандартов,  которые  могут  создать  технические  барьеры в торговли,  предоставляет   соответствующую   информацию   центральному   органу исполнительной  власти  в  сфере стандартизации,  которая через международную информационную сеть ISONET WTO предоставляет эту информацию пользователям  в сроки, установленные кодексом упроченной практики стандартизации.
 
Раздел V
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
 
     Статья 17. Международное сотрудничество в сфере стандартизации
 
     Центральный орган  исполнительной  власти  в  сфере стандартизации соответственно закону представляет интересы  Украины  в  международных организациях  из  стандартизации,  принимает  меры  относительно адаптации законодательства Украины  в  сфере  стандартизации  к  законодательству Европейского  Союза,  осуществляет  сотрудничество  в  этой  сфере  с соответствующими органами других стран,  принимает решение о присоединении к   международных  (региональных)  систем  стандартизации,  укладывает договоры  о  сотрудничестве  и  осуществлении   работ   в   сфере стандартизации.
 
     Если международным  договором,  согласие  на  обязательность которого предоставленная Верховной Радой Украины, установлены другие нормы, чем те, что предусмотренные  этим  Законом,  то  применяются  нормы международного договору.
 
Раздел VI
 
ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ИЗ СТАНДАРТИЗАЦИИ
 
     Статья 18. Источника финансирования
 
     Работы из стандартизации финансируются заказчиками этих работ.
 
     Источниками финансирования есть:
 
     средство Государственного бюджета Украины;
 
     средство, предусмотренные на выполнение программ и проектов;
 
     средства субъектов хозяйствование;
 
     кредиты банков;
 
     другие средства, предусмотренные законом.
 
     Затраты предприятий,  связанные  с  разработкой  стандартов, относятся   к   затратам   на  научно-техническое  обеспечение  их хозяйственной деятельности.
 
     Затраты на работы  из  стандартизации  бюджетных  учреждений  и организаций возмещаются за счет средства,  предусмотренных на их удержание.
 
     Заказчиками работ  из  стандартизации  за  средство   Государственного бюджету  Украины  являются  центральные  органы  исполнительной власти,  на которые законодательством положена ответственность за техническое  регулирование в определенных сферах деятельности.
 
     Заказ работ   из   стандартизации  за  средство  Государственного бюджету Украины,  в том числе на  государственный  оборонительный  заказ, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, тендеров).
 
     Статья 19. Использование средства, полученных от реализации
                стандартов
 
     Средство, полученные от реализации национальных,  региональных  и международных стандартов,  направляются исключительно на выполнение работ из стандартизации, развитие научно-технической базы.
 
Раздел VII
 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
     1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования.
 
     2. Кабинету Министров Украины  на протяжении  одного  года  со  дня вступление в силу этим Законом:
 
     внести в   Верховную   Раду   Украины   законопроекты   относительно приведение законодательных актов в соответствие с этим Законом;
 
     принять нормативно-правовые  акты,  которые  вытекают  из   этого Закону;
 
     обеспечить приведение  своих  нормативно-правовых  актов,  а также нормативно-правовых актов министерств и  других  центральных органов исполнительной власти в соответствие с нормами этого Закона;
 
     определить порядок  и  сроки  действия  отраслевых  стандартов и приравненных к ним других нормативных документов бывшего СССР.
 
     3. Государственные и прочие стандарты являются действующими к прекращению их  действия
или  к  принятию  соответствующих стандартов в соответствии с требованиями этого Закону.
 
     4. Требования  государственных  и  других  стандартов,  обязательные  к выполнение,   есть   действующими   к   принятию   соответствующих  технических регламентов и других нормативно-правовых актов,  которые регулируют  эти вопрос.
 
     5. К  приведению законодательства в соответствие с этим Законом законодательные  и  прочие  нормативно-правовые  акты  применяются  в части, которая не противоречит этому Закона.
 
 
Президент Украины                                                                                                                      Л.КУЧМА
 
г. Киев, 17 мая 2001 года
N 2408-III